Индийская политика и реакция США

 

Индийская политика вызвала раздражение и гнев американцев. Сообщение о предстоящем преобразовании миссии Индии в Ханое в посольство вызвало резкую критику в адрес Дели со стороны правительственных кругов, конгресса и средств массовой информации США. Государственный секретарь США У. Роджерс, как сообщалось, по личному указанию президента Никсона заявил заместителю министра иностранных дел Индии Т. Н. Каулю, а затем и Динеш Сингху, что всякий подобный шаг расценивается США как «недружественный». Конгрессмены, с которыми встречался Т. Н. Кауль, дали ему понять, что программа американской помощи Индии находится под серьезной угрозой.

     27 ноября Динеш Сингх заявил в верхней палате парламента, что правительство не принимает возражений США в связи с «повышением уровня отношений Индии с Северным Вьетнамом без такого же рода акций в отношении Южного Вьетнама». Но он подтвердил, что Индия была предупреждена о «враждебной реакции США, в случае если Индия направит посла только в одно государство, так как это будет означать, что она встала на его сторону». «Мы не согласны с такой точкой зрения»,— сказал он и добавил, что Индия принимает решения с учетом своих национальных интересов. Что касается признания Временного революционного правительства Вьетнама, которое вместе с Ханоем сражается с американцами и их союзниками в Южном Вьетнаме, то Динеш Сингх сослался на то, что Индия занимает особую позицию как председатель Международной комиссии по контролю за осуществлением соглашения о прекращении огня и не может на данном этапе встать на чью-нибудь сторону на Юге .

     Многое, о чем спорили в тот период, имело в действительности второстепенное, подчиненное и вспомогательное значение. Индия не собиралась соперничать с Китаем в оказании Ханою помощи и в борьбе за какие-то сферы влияния в этом районе; в своих поступках она не руководствовалась также теми мотивами, которые ей приписывались многими обозревателями в Вашингтоне и Дели, включая возможное воздействие советского, так же как и американского фактора.

     Политика Индии в отношении Вьетнама формировалась с учетом исторических, традиционных и геополитических факторов, а также на основе трезвой оценки быстро меняющейся ситуации на полуострове. Индия пришла к твердому выводу, что Вьетнам стремится играть независимую роль, что он с крайней осторожностью относится к планам Китая и не потерпит никакого иностранного влияния в регионе, что его борьба является составной частью борьбы против иностранного господства, хотя она и ведется одновременно с борьбой за кардинальные социальные преобразования, и что силы Хо Ши Мина, несомненно, добьются победы.

     Высшие интересы Индии требовали, чтобы она сделала все возможное для установления дружественных отношений с новыми силами, поддерживала стремление к независимости, способствовала борьбе с колониализмом и неоколониализмом и установлению более выгодного ей соотношения сил в регионе. Ни одна из стран Юго-Восточной Азии не могла заподозрить Индию в гегемонистских устремлениях. Со временем при наличии возможностей и доброй воли Индия могла бы внести свой позитивный вклад в создание более мирной обстановки в регионе, но для этого необходим был вывод всех иностранных войск с полуострова Индокитай и немедленное создание других независимых государств Юго-Восточной Азии, с которыми у Индии также существовали тесные и дружеские отношения. С успехом или без успеха, но Индия должна была сделать все возможное в этом направлении, несмотря на некоторые трудности, возникшие не только в связи с позицией американцев, но и в связи с позицией Ханоя. Если в этой политике и был какой-то эмоциональный момент, то он был связан лишь с беспрецедентной отвагой, силой и выдержкой, проявленными народом Вьетнама, который устоял в борьбе с самой могущественной державой мира. Это, несомненно, придавало силу позиции Индии. Народ, который принес такие огромные жертвы, для того чтобы заставить уйти могущественную державу мира, не допустит, чтобы к его независимости протянула руки любая другая иностранная держава.

     Такая оценка ситуации вновь привела Индию к конфликту со стратегией американской администрации (если об американской политике можно сказать, что она таковую имеет). Американская политическая система, осуществлявшая демократию внутри страны, не очень-то терпимо относится к отличным от нее системам за рубежом. Она проявила такую же нетерпимость к повороту индийской-политики в отношении Китая в начале 70-х гг., как проявила к этой же политике еще в начале 50-х. Администрация США с не меньшей чувствительностью отнеслась и к вопросу о Вьетнаме. Злобная реакция американцев и временные сложности в отношениях с Ханоем могли побудить Индию лишь воздержаться от некоторых шагов, но н сбиться с пути, соответствовавшего ее пониманию ситуации. Это проявилось в том, что Индия поддержала выдвинутое 14 апреля 1970 г. на конференции в Дар-эс-Саламе, подготовившей созыв III Конференции глав и правительств неприсоединившихся стран, предложение о приглашении на эту конференцию Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам в качестве наблюдателя. Это предложение получило мощную поддержку таких стран, как Алжир, ОАР, Замбия, Афганистан (выдвинувший это предложение), Конго (Браззавиль), Судан, Мавритания, Гвинея, Южный Йемен, Югославия, Ирак и Мали. Против выступили Цейлон и Малайзия. Ранее, в конце декабря 1969 г., Индию с визитом доброй воли посетила делегация Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Ее руководитель Нгуен Ван Тхиеу заявил 1 января в Дели, что делегация хочет «положить начало установлению отношений между нашим правительством и правительством Индии».

image
На север от Ангары